Государственная программа «Доступная среда» была запущена в 2011 году и рассчитана до 2025 года.
- Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2025 годы — http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/3/0.
- Официальный сайт государственной программы «Доступная среда»: http://zhit-vmeste.ru/. Государственный заказчик-координатор и основные разработчики Программы «Доступная среда» Министерство здравоохранения и социального развития РФ.
Целью Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2025 годы является формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Создание доступной среды для всех
Задачи организации доступной среды в рамках школы:
- развитие инклюзивного образования;
- создания безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов;
- создание информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности;
- формирование доступной среды.
- Проект доступная среда – общие понятия
Термин «безбарьерная» или «доступная» среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями могли свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.
Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям и беременным женщинам.
Инвалид – человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.
Маломобильные группы населения – это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:
- инвалиды,
- люди с временным нарушением здоровья,
- беременные женщины,
- люди старших возрастов,
- люди с детскими колясками и т.п
Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
СВЕДЕНИЯ О СПЕЦИАЛЬНО ОБОРУДОВАННЫХ КАБИНЕТАХ
Кабинеты здания образовательной организации оснащены регулируемой мебелью, при необходимости могут быть размещены одноместные парты, которые свободно передвигаются в разные точки класса в зависимости от потребностей и индивидуальных психологических особенностей обучающихся с ОВЗ.
В учебных кабинетах первые столы в ряду у окна и в среднем ряду предусмотрены для учащихся с недостатками зрения и дефектами слуха.
Для детей-инвалидов и учащихся с ОВЗ организованы подходы к различному оборудованию и мебели по ширине не менее 0.9 м.
При организации рабочего пространства и учебного места в классе учитываются возможности и особенности моторики, восприятия, внимания, памяти обучающихся с ОВЗ, выбор парты и партнера, обеспечивается возможность обучающемуся постоянно находиться в зоне внимания педагога.
Для создания оптимальных условий обучения организуются учебные места для проведения как индивидуальной, так и групповой форм обучения.
Кроме учебных зон предусмотрены места для отдыха и двигательной активности обучающихся на перемене и во второй половине дня.
Учебные доски в кабинетах установлены в зоне доступности инвалида на коляске.
Для проведения занятий по логопедической коррекции в школе имеется логопедический кабинет, оснащенный демонстрационным материалом для формирования навыков языкового анализа, логопедическим столом с зеркалом, компьютером, МФУ.
Кабинет педагога-психолога оборудован рабочей и тренинговой зонами, материалами для арт-терапии, игротекой.
ОБ ОБЪЕКТАХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ, ПРИСПОСОБЛЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Практические занятия проводятся в кабинетах технологии, химии, биологии, физики, информатики, оснащенным необходимым оборудованием для практических и лабораторных занятий, которое может быть использовано в том числе и детьми-инвалидами.
СВЕДЕНИЯ О БИБЛИОТЕКЕ, ПРИСПОСОБЛЕННОЙ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В читальном зале расстояние между рядами, подходы к оборудованию и мебели достаточны для разворота инвалидной коляски, что обеспечивает беспрепятственное перемещение по помещению в инвалидном кресле, также имеются оборудованные учебные места с одноместными столами.
Читальный зал оборудован компьютером с выходом в Интернет.
СВЕДЕНИЯ ОБ ОБЪЕКТАХ СПОРТА, ПРИСПОСОБЛЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Спортивный зал и спортивная площадка школы соответствуют действующим санитарным нормам и гигиеническим нормативам. Все спортивное оборудование отвечает требованиям доступности, надежности, удобства.
Спортивный зал школы имеет беспрепятственный доступ для инвалидов. На территории школы для обучающихся с ОВЗ оборудована физкультурно-спортивная зона, площадкой для подвижных игр. Зона отдыха оснащена игровым и спортивным оборудованием в соответствии с росто-возрастными особенностями детей. Площадка для подвижных игр детей оборудована малыми архитектурными формами, площадка для отдыха – скамейками.
Оборудование физкультурно-спортивной зоны обеспечивает выполнение учебных программ по физической культуре, проведение секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий и соответствует росту и возрасту обучающихся. Используемые в качестве покрытия физкультурно-спортивных площадок синтетические и полимерные материалы безвредные, дренирующие и беспыльные.
В зависимости от степени ограниченности возможностей здоровья и в соответствии с рекомендациями службы медико-социальной экспертизы, психолого-медико- педагогической комиссии, занятия для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья включают соответствующие комплексы физических упражнений и определенные виды двигательной активности.
СВЕДЕНИЯ О СРЕДСТВАХ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ, ПРИСПОСОБЛЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
На уровне обучения отдельным предметам выделяются следующие группы средств обучения:
- словесные
- визуальные средства
- аудиальные
- аудиовизуальные
- средства автоматизации процесса обучения
- учебно-методические материалы, помещенные на сайте школы в сети Интернет.
Визуальные (зрительные):
- таблицы по истории, биологии, географии, физике, математике, русскому языку, иностранному языку, начальным классам;
- карты по истории и географии;
- картины по русскому языку, литературе;
- портреты по всем учебным предметам;
Механические визуальные приборы:
- микроскопы;
- натуральные объекты по биологии;
- модели, муляжи по биологии, географии, математике, физике, начальным классам;
- лабораторное оборудование по физике, химии, биологии.
Аудиальные (слуховые):
- аудиохристоматии по литературе.
Аудиовизуальные (зрительно-слуховые):
- видео разной направленности: обучающие видеоролики, научно-познавательные и художественные фильмы
Средства, автоматизирующие процесс обучения:
- компьютеры;
- мультимедийное оборудование;
- интерактивная доска
Словесные
- учебники;
- художественная литература;
- словари;
- другая необходимая литература.
СВЕДЕНИЯ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕСПРЕПЯТСТВЕННОГО ДОСТУПА В ЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Перед входом в образовательную организацию расположена просторная парковочная стоянка, спуск с тротуара -пологий, подход к школе – без ступенек. Входы в здание школы оборудованы пандусами.
Около центрального входа в школу на доступном уровне размещена информационная табличка с названием образовательной организации, выполненная шрифтом Брайля.
В здании доступные входные группы, широкие коридоры обеспечивающие передвижение обучающихся внутри здания. В помещении школы полы одноуровневые, отсутствуют пороги.
Маломобильные граждане для передвижения по школе могут использовать инвалидную коляску.
СВЕДЕНИЯ О СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ПИТАНИЯ
Для обучающихся МОУ ИРМО «Никольская СОШ» предусматривается организация горячего питания по цикличному меню. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, получающие образование на дому, получают денежную компенсацию.
По заявлению родителей и в соответствии с медицинскими показаниями для детей с ОВЗ возможна организация питания по индивидуальному меню.
Пищеблок школы осуществляет производственную деятельность в полном объёме 5 дней – с понедельника по пятницу включительно.
Перед обеденным залом столовой оборудована зона, где расположены умывальники для гигиенической обработки рук.
СВЕДЕНИЯ О СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ
Здание МОУ ИРМО «Никольская СОШ» оснащено противопожарной сигнализацией, информационными табло (указатель выхода), необходимыми табличками и указателями и звуковой информацией для сигнализации об опасности.
Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи в школе имеется медицинский кабинет, оснащённый оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10.
Организовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Для удобства передвижения по школе для маломобильных граждан на входе предусмотрен пандус. Планировка помещений санитарных комнат, к сожалению, не позволяет обустроить специально оборудованные санитарные комнаты, но работы по приведению санитарных комнат в соответствие требованиям планируется . Все спортивные сооружения (спортивный зал, спортивная площадка) и актовый зал доступны для посещения детей-инвалидов и/или детей с ОВЗ.
СВЕДЕНИЯ О ДОСТУПЕ К ИНФОРМАЦИОННЫМ СИСТЕМАМ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫМ СЕТЯМ, ПРИСПОСОБЛЕННЫМ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий.
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МОУ ИРМО «Никольская СОШ» и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.
В Школе создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию школьников в условиях информационного общества.
Информационная база Школы оснащена:
— электронной почтой;
— локальной сетью;
— выходом в Интернет;
— функционирует официальный сайт.
В Школе имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы), электронные доски, наборы образовательной робототехники.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ:
Брошюра -_Электронные образовательные ресурсы в образовании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья_Скачать
ИНФОРМАЦИЯ О БЕСПРЕПЯТСТВЕННОМ ДОСТУПЕ В ОБЩЕЖИТИЕ/ИНТЕРНАТ:
МОУ ИРМО «Никольская СОШ» общежития или интерната не имеет.
НОРМАТИВНАЯ БАЗА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018)
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
ПРИКАЗЫ МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РФ
Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 г. №1082 г. Москва
«Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»
Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
Скачать (*.pdf)
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 №196 (ред. от 05.09.2019)
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 N 373
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования«
Скачать (*.pdf)
Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345
«О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Скачать (*.pdf)
РАСПОРЯЖЕНИЯ МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РФ
Распоряжение Министерства просвещения РФ от 09.09.2019 №Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»
Скачать (*.pdf)
Распоряжение Минпросвещения РФ от 06.08.2020 №Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»
ПИСЬМА МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РФ
Письмо Министерства просвещения РФ от 24.11.2021 ДГ-2121/07 о направлении методических рекомендации
Скачать (*.pdf)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ об организации обучения на дому обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью
Скачать (*.pdf)
Письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения РФ от 23.11.2020 №07-7169
Департамент государственной политики в сфере защиты Минпросвещения России сообщает, что в рамках реализации комплекса мер по совершенствованию методики преподавания детям-инвалидам с различными нозологиями при переходе образовательных организаций на дистанционные формы обучения, а также по организации повышения квалификации педагогов разработаны информационно-методические материалы
Скачать (*.pdf)
Министерство просвещения РФ опубликовало на сайте fgosreestr.ru комплекты примерных рабочих программ по отдельным предметам для обучающихся с ОВЗ различных нозологических групп.
Скачать (*.pdf)
Письмо Минпросвещения РФ от 24.11.2020 №ДГ-2210/07 «О направлении разъяснений»
Скачать (*.pdf)
Письмо Минпросвещения России от 14.09.2020 № ДГ-1484/07 «О направлении разъяснений»
Минпросвещения России разъясняет, что согласно пункту 2 Распоряжение Минпросвещения РФ от 06.08.2020 №Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» примерное Положение об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, имеет рекомендательный характер, и соответственно не содержит предписаний нормативно-правового характера.
Уточняет, что рабочее время учителя-логопед состоит из нормируемой части (20 часов в неделю за ставку заработной платы) и времени выполнения части педагогической работы, требующей затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов.
Скачать (*.pdf)
Письмо Минпросвещения РФ от 14.08.2020 №ВБ-1612/07 «О программах основного общего образования»
Скачать (*.pdf)
Письмо Министерства просвещения РФ «О направлении рекомендаций» от 8 февраля 2019 г. № ТС-421/07
Скачать (*.pdf)
В части повышения эффективности работы ПМПК по выявлению дошкольников группы риска по дислексии и дисграфии.
Письмо Минпросвещения России от 20.02.2019 № ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью» (вместе с «Разъяснениями о сопровождении образования обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью»)
Скачать (*.pdf)
Письмо Минпросвещения России от 10.06.2019 № ОВ-473/07
«Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся с ОВЗ»
Письмо Министерства просвещения РФ от 16.05.2019 г. № ТС-1192/03 «О направлении информации»
Скачать (*.pdf)
В Письме Минпросвещения разъяснило особенности:
— введения в штатное расписание детских садов специалистов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
— обучения в группах компенсирующей и комбинированной направленности детей разных категорий;
— зачисления ребенка с ОВЗ в общеразвивающую группу без смены ее направленности.
Письмо Минпросвещения России от 30.04.2020 № 07-2949 «О направлении рекомендаций о деятельности ПМПК» (вместе с «Рекомендациями для руководителей и специалистов психолого-медико-педагогических комиссий по организации дистанционного онлайн обследования детей»)
Скачать (*.pdf)
Письмо Министерства просвещения РФ от 14.08.2020 № ВБ-1612/07 «О программах основного общего образования»
В части обеспечения преемственности с ФГОС НОО ОВЗ.
Для пролонгации работы, начатой при организации образования обучающихся с ОВЗ на ступени начального общего образования
Скачать (*.pdf)
Письмо Минобрнауки России от 28.10.2014 № ВК-2270/07
«О сохранении системы специализированного коррекционного образования»
Скачать (*.pdf)
Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ» (вместе с «Методическими рекомендациями по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Скачать (*.pdf)
Письмо Минпросвещения России от 07.02.2020 №ВБ-234/07 «О направлении информации» (Вместе с «Методическими рекомендациями для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий по формированию заключений, включающих рекомендации по сопровождению ассистентом (помощником) и (или) тьютором»)
Скачать (*.pdf)
Письмо Минпросвещения РФ от 31.08.2020 №ДГ-1342/017 «Об организации образования лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Скачать (*.pdf)
Письмо Минпросвещения РФ от 31.08.2020 №ДГ-1343/07 «Об организации образования обучающихся с ОВЗ на уровне основного общего образования»
Смотреть (*.pdf)
Письмо Минпросвещения РФ от 19.05.2020 г. № ДГ-493/07 «О проведении итоговой аттестации лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Скачать (*.pdf)
Скачать (*pdf)
Письмо Минпросвещения РФ от 10.08.2020 №ВБ-1589/07 «Об оказании логопедической помощи»
В связи с большим количеством вопросов, возникающих у специалистов в связи с утверждением примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, Министерство просвещения РФ письмом от 14.09.2020 №ДГ-1484/07 направило соответствующие разъяснения.
Скачать (*.pdf)
Письмо Минобрнауки России от 10.12.2012 №07-832 «О методических рекомендациях по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий»
Скачать (*.pdf)
Письмо Минобрнауки России от 31.08.2015 № ВК-2101/07 «О порядке организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении»
Скачать (*.pdf)
Письмо Минобрнауки России от 20.08.2014 № ВК-1748/07 «О государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, адаптированным для обучения лиц с умственной отсталостью»
Скачать (*.pdf)
Письмо Минобрнауки России от 15.09.2015 № АК-2655/05 «По вопросу об отчислении обучающихся»
Скачать (*.pdf)
Письмо Минобрнауки России от 13.01.2016 № ВК-15/07 «О направлении Методических рекомендаций»
Скачать (*.pdf)
Письмо Минобрнауки России от 23.05.2016 N ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий»
Скачать (*pdf)
ПИСЬМА РОСОБРНАДЗОРА РФ
Письмо Рособрнадзора РФ от 07.08.2018 № 05-283 «Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении»
Скачать (*.pdf)
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16.04.2015 № 01-50-174/07-1968 «О приеме на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Скачать (*.pdf)
Письмо Рособрнадзора от 9.12.2015 № 10-51-532/10-3417 «По вопросам государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»
Скачать (*.pdf)
САНПИНЫ
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Смотреть (*pdf)
ФГОС
Федеральные государственные образовательные стандарты
Федеральные государственные образовательные стандарты образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
ПРИМЕРНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
Примерные основные образовательные программы
Примерные адаптированные «рабочие» основные общеобразовательные программы обучения в основной школе
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
«Методические рекомендации об организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении и не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации» (утв. Минздравом России 17.10.2019, Минпросвещения России 14.10.2019)