МОУ ИРМО "Никольская СОШ"
с. Никольск
  • Будущим первоклассникам

    Основное изображение материала.

    Уважаемые родители!

    Вызовы кризиса 7 лет и подсказки, как подготовить к школе будущих первоклассников

    Первый учебный год в школе — это не рывок, который можно пережить и выдохнуть. Это марафон: долгая и целенаправленная работа. К марафону спортсменов не готовят за 3 дня. Так же и с будущими первоклассниками — за 3 дня подготовиться к школе не получится. Но за месяц — это вполне реально.  

    В этой статье расскажу про главные перемены в жизни будущих первоклассников, опасные крайности родителей и грамотные приёмы, чтобы мягко подготовить к школе всю семью.

    К чему готовить будущего первоклассника

    Прежде чем говорить о конкретных приёмах поддержки, давайте коротко вспомним главные вызовы и особенности эмоционального фона будущих первоклассников. Так нам будет проще понять, чем именно помочь ребёнку за оставшийся до школы месяц. 

    Новая социальная роль 

    В садике будущие первоклассники были самыми старшими, умными и взрослыми. Некоторых даже привлекали учить малышей. А в школе они оказываются на нижней ступени иерархии: самыми маленькими, неопытными и уязвимыми. 

    Новый режим дня 

    В школе у первоклассников полностью меняется распорядок дня. Сначала ребёнок радуется, что больше не надо спать днём, а потом большинство начинает подозревать, что, может быть, это не так уж и здорово.

    Новые обязанности

    В сентябре у школьников резко возрастает нагрузка. Нужно сидеть и практически не шевелиться на уроках. Ещё придётся подключать концентрацию внимания и и увеличивать нагрузку на память. И к тому же выполнять «домашку». Все эти школьные обязанности могут неожиданно свалиться в сентябре. Но лучше, чтобы ребёнок узнал о них заранее.

    Много незнакомцев 

    В школе ребёнку предстоит выстраивать отношения со многими незнакомыми людьми. Это создаёт стресс, даже если ребенок общительный и привык к компании вокруг. Максимум в классе могут быть несколько знакомых детей. А в остальном сверстники обычно незнакомые. Кроме того, эти дети тоже в кризисе 7 лет. Поэтому вряд ли они смогут создать мягкую психологическую обстановку. Все находятся в одном состоянии — притирки друг к другу, пониманию, где мы оказались, и как жить дальше. В любом случае ребёнку потребуется время, чтобы адаптироваться к такой обстановке.

    Что успеть за месяц до школы

    Сейчас обсудим 9 приёмов, которые помогут мягко подготовить будущих первоклассников к учёбе за месяц до школы. 

    Забираем из детсада

    Рекомендую не оставлять ребёнка до самого последнего дня в детском саду. Понимаю: бывают семейные ситуации, когда это необходимо. И всё же важно забрать ребёнка из детского сада хотя бы за неделю до школы. Так обозначаем переходный период. И у нас будет время, чтобы скорректировать распорядок дня. 

    Учим добираться домой

    Хорошая идея — сходить на экскурсию, посмотреть на школу, пройти маршрут до дома, обсудить безопасность. Рекомендую так сделать, даже если не планируете, что ребёнок будет ходить один. Не исключено, что ребёнку неожиданно придётся вернуться из школы домой раньше. Поэтому полезно к этому подготовиться. В том числе, научить ребёнка самостоятельно заходить в дом и пользоваться ключами. Необязательно это моделировать как тренировку.

    Подаём обучение спокойно. Выходим вместе, даём ключи, показываем, какой от какого замка. Идём до школы и обратно. Обращаем внимание, где дорога, где светофор. Если светофора нет, подсказываем правила дорожного движения: где смотреть налево, где направо. Учим безопасности в том числе и во дворе, где тоже могут ездить машины. В общем, обговариваем даже элементарные вещи.

    Говорим о школе дозированно

    Важен даже тон, которым мы говорим о школе. Когда родители с энтузиазмом рассказывают, как там классно и здорово, ребёнок начинает что-то подозревать. У  него начинаются вопросы, с чего бы это. Молчать про школу тоже странно. То есть грамотное решение — избегаем излишнего энтузиазма и нагнетания. 

    Что такое готовность ребенка к школе?

    Готовность ребенка к школе - это достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении. (Й.Шванцара)

    Как определить уровень готовности ребенка 
    к обучению школе?

    Узнайте, насколько Ваш ребенок готов к школе: 20 вопросов для проверки психологической, эмоциональной и интеллектуальной готовности 

    Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?

    Родители могут оценить уровень “зрелости” с помощью наблюдения и ответов на вопросы.

    Вопросы разработаны психологом Джеральдиной Чейни.

    Оценка развития познания

    Владеет ли ребенок основными понятиями (например: правый/левый, большой/маленький, верх/низ, в/из и т.д.) ?
    Умеет ли ребенок классифицировать, например: назвать вещи, которые могут катиться; назвать одним словом группу предметов (стул, стол, шкаф, кровать – мебель)?
    Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?
    Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум 3 указания (одень носки, сходи в ванну, там умойся, после этого принеси мне полотенце)?
    Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?

    Оценка базового опыта

    Приходилось ли ребенку сопровождать взрослых на почту, в магазин, в сберкассу?
    Был ли малыш в библиотеке?
    Бывал ли ребенок в деревне, в зоопарке, в музее?
    Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу, рассказывать ему истории?
    Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо. Есть ли у него хобби?

    Оценка языкового развития

    Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
    Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?
    Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи, например, пылесос, щетка, холодильник?
    Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под стулом и т.д.?
    В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь прошедший с ним случай?
    Четко ли ребенок выговаривает слова?
    Правильна ли его речь с точки зрения грамматики?
    Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию, участвовать в домашнем спектакле?

    Оценка уровня эмоционального развития

    Выглядит ли ребенок веселым дома и среди сверстников?
    Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
    Легко ли малышу “переключиться” при изменениях в распорядке дня, перейти к новой деятельности?
    Способен ли ребенок работать (играть, заниматься) самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?

    Оценка умения общаться

    Включается ли ребенок в игру других детей, делится ли с ними?
    Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
    Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?

    Оценка физического развития

    Хорошо ли ребенок слышит?
    Хорошо ли он видит?
    Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
    Развита ли у него координация моторных навыков (может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице без помощи взрослого, не держась за перила,…)
    Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?
    Выглядит ли он здоровым, сытым, отдохнувшим (основную часть дня)?

    Зрительное различение

    Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы (найди картинку, непохожую на остальные)?
    Может ли ребенок различать буквы и короткие слова ( кот/год, б/п…)?

    Зрительная память

    Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из 3х картинок, а затем одну убрать?
    Знает ли ребенок свое имя и названия предметов, встречающихся в его повседневной жизни?

    Зрительное восприятие

    Способен ли ребенок разложить по порядку серию картинок?
    Понимает ли он, что читают слева направо?
    Может ли самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов?
    Может ли интерпретировать картинку, составить небольшой рассказ по ней.

    Уровень слуховых способностей

    Может ли ребенок рифмовать слова?
    Различает ли слова, начинающиеся на разные звуки, например, лес/вес?
    Может ли повторить за взрослым несколько слов или цифр?
    Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

    Оценка отношения к книгам

    Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?
    Внимательно ли и с удовольствием ли он слушает, когда ему читают вслух?
    Задает ли вопросы о словах, об их значении?
    После того, как Вы ответили на приведенные выше вопросы, проанализировали результаты, можно провести ряд тестов, используемых детскими психологами при определении готовности ребенка к школе.

    Описание процесса подсчета результатов:

    если на большинство вопросов вы с уверенностью ответили "Да" - ваш ребенок готов к школе

    Приём письменных заявлений в 1 класс

    День недели Время
    Понедельник 9.00 - 13.00
    Вторник 9.00 - 13.00
    Среда 9.00 - 13.00
    Четверг 9.00 - 13.00
    Пятница 9.00 - 13.00
    Изображения.

    Зачисление в первый класс

    Перейдите на сайт госуслуг 
    и узнайте всю информацию
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie